При подготовке к уроку литературы ПОМНИ! Урок-Это
диалог!
НАДО УЧИТЬСЯ ВЕСТИ ДИАЛОГ
1. Каждый имеет право
высказать свое мнение. Если у тебя есть что сказать слушателям, пусть они узнают это.
2. Говори, что думаешь, думай, что говоришь! Высказывайся ясно и четко. Не утверждай того, в чем не
разобрался сам.
3. Излагай убедительно свою точку зрения. Опирайся только на достоверные факты. Точно знай,
откуда берешь факты.
4. Не повторяй того, что до тебя было сказано. 5. Уважай чужое мнение.
Постарайся понять его. Умей выслушать точку зрения, с которой не согласен. Будь выдержанным. Не перебивай выступающего. 6. Не давай личностных оценок.
Правоту доказывай доводами, а не криком. Старайся не навязывать своего мнения.
7. Если доказана ошибочность твоей позиции, имей мужество признать свою неправоту.
ГЛАВНЫЙ ИТОГ ДИАЛОГА – ВЗАИМНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ ПАРТНЕРОВ!
Общие требования к реферату
Реферат (от лат. eferre - докладывать, сообщать) - это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников, либо изложение содержания научной работы, книги и т.п.В школьной практике могут быть использованы оба вида реферата.
Это серьёзный труд, который под силу, вероятно, выполнить хорошо подготовленным выпускникам.Тема реферата определяется в начале учебного года. Можно предложить ученику самому подобрать необходимую литературу в школьной или другой библиотеке, либо учитель вместе с темой предлагает ему библиографический список.Учитель, по сути дела, является научным руководителем выпускника, пишущего реферат: даёт советы по составлению плана, просматривает законспектированную литературу, помогает сформулировать основные выводы, отрабатывает стиль изложения и т.п.
Вопрос об оформлении работы решается в школе. Не стоит требовать дорогостоящих папок, обложек, альбомов. Должны быть приняты рефераты как написанные от руки, так и напечатанные на компьютере - в том случае, конечно, если ученик может это сделать сам, без дополнительных затрат.
Реферат-доклад.
Рассмотрим, как пишется реферат доклад на литературную тему с включением обзора соответствующих источников.Выбирается и записывается тема. В кратком изложении перечисляется, что написано по этой теме, т.е. даётся обзор литературы.Рассказывается, как будет освещаться тема.Определяется основная мысль доклада, иными словами, формулируется поставленная проблема. Её решение доказывается с помощью текста художественного произведения, необходимого комментария, литературной критике, исторических фактов и другого материала. Делаются выводы и обобщения.В докладе на литературную тему ученик должен показать знание художественного текста, литературной критики, теоретико-литературных понятий. Всё это определяет содержательность и глубину работы. Причём ученик использует известные в литературоведении взгляды и оценки, однако рассуждения и доказательства должны принадлежать ученику. Именно такой реферат является самостоятельным.Цитаты подтверждают выдвинутые положения, но не стоит перегружать реферат цитированием. Он должен быть изложен связно, логично, последовательно. В соответствии со смысловыми частями выделяются абзацы.Важным требованием к реферату является его стилевое единство: ученику необходимо выдержать научный стиль речи. Объём работы строго не регламентируется, однако не должен превышать объёма обычной ученической тетради (12 листов).
Реферат - сокращённое изложение научной статьи или монографии.
Рассмотрим как пишется реферат - сокращённое изложение научной статьи или монографии с основными фактическими выводами и обобщениями. Такой реферат включает в себя информацию, содержащуюся в первичном материале (статье, монографии).По сути дела, это информация, полученная путём аналитико-синтетической работы с первичным источником. Этим реферат отличается от конспекта. Заглавие реферата будет отличаться от статьи или монографии, по которой он пишется.В начале реферата даются библиографические сведения о книге или статье. Затем излагается тема и цель работы. Обязательно указывается точка зрения автора, позиция, с которой он рассматривает художественное произведение (эстетическая, реальная, революционно-демократическая, советская критика и др. ).Целесообразно описать художественные приёмы, которые использует автор.Приводятся также выводы, оценки, предположения, гипотезы, принятые и отвергнутые автором первичной работы.
В реферате допускается свободное изложение материала книги с большей или меньшей долей детализации, однако не надо забывать, что точность и краткость - важные его достоинства.Различные исторические справки, если они не составляют основное содержания первичного материала, в реферат не включаются.Все термины, встречающиеся в тексте первичного документа, обязательно разъясняются в специальных сносках или тексте.В школьном реферате возможно цитирование первичного материала. Используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры, смысл которых ясен из контекста.Текст реферата может сочетаться с иллюстрациями в том случае, если это помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала.Объём работы определяется содержанием книги или статьи.Не стоит забывать, что в данном случае реферат является информационной моделью первичного материала, поэтому по своему содержанию он зависит от него в значительной степени.
Цикл передач "Православие и русская литература" телеканала "Радость моя"
Документальный фильм, исследующий один из величайших романов Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы»
Одоление зла. Часть 1-4 http://www.radostmoya.ru/project/pravoslavie_i_russkaya_literatura/video/?watch=odolenie_zla_chast_1
Герой нашего времени. М.Ю. Лермонтов. Часть 1-2
Духовное осмысление замысла М.Ю. Лермонтова при создании образа Печорина. Програма снималась в г. Пятигорске и его окрестностях.
Духовный подвиг А.С. Пушкина
Передача посвящена дуэли и последним дням жизни А.С.Пушкина. Трагический финал жизни поэта рассматривается как духовный подвиг.
Л.Н.Толстой "Анна Каренина". Часть 1-3
Подробное исследование с точки зрения христианской морали романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
http://www.radostmoya.ru/project/pravoslavie_i_russkaya_literatura/video/?watch=anna_karenina_chast_1
Н.В.Гоголь "Шинель"
Авторы фильма рассматривают особенности духовного осмысления Н.В. Гоголем проблемы «маленького человека» в повести «Шинель».
http://www.radostmoya.ru/project/pravoslavie_i_russkaya_literatura/video/?watch=shinel
Виждь и внемли. Часть 1-2
Программа рассказывает о том, как в произведениях русской классической литературы отражено восприятие русскими людьми родной природы. Показано православное архитектурное и ландшафтное наследие России.
Зать с сайта Adobe</a>. </div>< /div></div>
Наталья Нарочницкая «Православная Культура».http://www.youtube.com/watch?v=am6acPsGeHk
Видео программы "ACADEMIA". Лекция Наталии Нарочницкой "Религиозно-философские основы культуры"http://www.youtube.com/watch?v=7SQikIidcFY
Читать: Вернуться к странице книги: Дунаев Михаил. Вера в горниле Сомнений. Православие и русская литература в XVII-XX вв..
Academia. Юрий Пивоваров. Русский XX век в культурно-историческом контексте. лекция http://www.youtube.com/watch?v=C66A346S4tY